архив рассылки...
Интернет-проект поддержки музыкантов
Новости Музыка Программы Сэмплы Магазин Статьи Радиостанции Ссылки
Конференция для музыкантов

Подписка на новости для слушателей и музыкантов

 

 
<< Назад | Вначало >>
Устройство современной звуковой карты
На сегодняшний день существует большое количество звуковых карт разных типов: универсальные карты, карты-синтезаторы, карты для оцифровки звука, сэмплеры и т. д. Наиболее распространены универсальные звуковые платы, о которых и пойдет здесь речь.  Звуковая карта «начинается» со входов, которые, как правило, расположены на металлической панели, выходящей на заднюю стенку системного блока. Ко входам подключаются внешние аудиоустройства: микрофоны, магнитофоны, электрогитары и т. д. Line In и Mic In — это линейный и микрофонный входы. Они обычно выполнены на разъемах типа «мини-джек». Отдельный вход Mic In предусмотрен из-за того, что у микрофонов сигнал имеет низкий уровень и его нужно усиливать до нормального уровня (0 дБ), перед тем как направлять на преобразователь. Поэтому на микрофонных входах звуковой карты всегда установлен предусилитель — небольшая схема, повышающая уровень сигнала до нормального (линейного) уровня.   На некоторых типах звуковых плат установлен дополнительный вход Aux In. Сигнал с этого входа минует основные устройства звуковой платы и поступает на выходной микшер, а от-туда — сразу на выход. Этот вход позволяет упростить коммутацию внешних устройств и использовать внутренний микшер звуковой платы для смешивания сигналов с внешнего и внутренних источников. Aux In тоже обычно делается на разъеме типа «мини-джек».   Вход проигрывателя компакт-дисков CD In, как правило, расположен прямо на звуковой плате. Если у вас есть привод CD-ROM, то можно подключить его выход к этому входу, что позволит слушать аудиокомпакт-диски и оцифровывать звук прямо с CD-привода.  

Кроме всех перечисленных входов, на задней панели звуковой карты обычно есть 15-контактный разъем порта MIDI/джойстик, который служит для подключения любых внешних MIDI-устройств (синтезаторов, MIDI-клавиатур и т. д.) или джойстика, если карта используется для игр. На специализированных звуковых картах MIDI-порт может иметь не стандарт-ный 15-контактный разъем, а любой другой. Но в этих случаях всегда прилагается переходник.  

Все сигналы с внешних аудиоустройств поступают на входной микшер звуковой платы. Он работает точно так же, как и обычные микшерские пульты, с той только разницей, что все управление происходит программно. В комплект служебных программ любой звуковой карты входит программа микширования. Она есть и в стандартных комплектах поставки Windows 95 и 98. Входной микшер нужен для того, чтобы установить оптимальный уровень входного сигнала платы. Этот процессор управляет обменом данными со всеми остальными устройствами компьютера через шину ISA или PCI. Если центральный процессор выполняет программу записи звука, то цифровые данные либо записываются прямо на жесткий диск, либо передаются в оперативную память компьютера — это зависит от выполняемой программы. В дальнейшем вы можете этим данным присвоить любое имя — получится звуковой файл.   При воспроизведении этого звукового файла данные с жесткого диска через шину ISA или PCI поступают в сигнальный процессор звуковой платы, который направляет их на цифро-аналоговый преобразователь. Электрический сигнал, получившийся в результате преобразования, поступает на выходной микшер. Этот микшер практически идентичен входному и управляется при помощи той же самой программы микширования, что и входной.   Чтобы работать с современными музыкальными программами, звуковая карта должна поддерживать запись в режиме full duplex. При записи в этом режиме сигнальный процессор одновременно может работать с двумя потоками цифровых компьютера и поступающих с жесткого диска на ЦАП, то есть режим full duplex — это запись одновременно с воспроизведением.  Благодаря этому режиму можно использовать звуковую карту как многоканальный магнитофон. 

На любой универсальной мультимедийной звуковой карте есть синтезатор. В последнее время практически на всех картах устанавливается не один, а два синтезатора. 

FM — для сохранения совместимости с картами Sound Blaster и Ad Lib и Wave Table — для получения качественного звука. FM-синтезаторы звуковых плат звучат не очень хорошо. Как правило, на современные мультимедийные карты устанавливаются наборы микросхем (чипсеты) FM-синтезаторов производства Yamaha под названием OPL-2, OPL-3 или совместимые с ними. В музыкальных приложениях такие синтезаторы не применяются: они нужны исключительно для звукового сопровождения игр.  

Мультимедийные Wave Table синтезаторы позволяют получить уже более приличный звук. У Wave Table синтезатора есть не только постоянная память (ROM), но и оперативная (RAM). Оперативная память используется для загрузки звуковых файлов. Это означает, что вы можете использовать как образцы звучания, хранящиеся в постоянной памяти, так и загружать в оперативную память дополнительные библиотеки или создавать свои собственные звуки.

Чтобы синтезаторы, установленные на звуковой карте, можно было использовать в качестве музыкальных инструментов, к порту MIDI/джойстик подключают либо MIDI-клавиатуру, либо автономный синтезатор, который может служить в качестве клавиатуры. Сигналы, поступающие с клавиатуры, подающие в DSP-процессор, который направляет их либо через системную шину к центральному процессору, либо к синтезаторам звуковой карты. Путь MIDI-сигнала зависит от выполняющихся программ - в любом развитом программном секвенсоре можно коммутировать MIDI-порты и устройства произвольным образом. 

Каждый из синтезаторов, установленных на звуковой карте, имеет свой собственный ЦАП. После преобразования сигналов в аналоговую форму они поступают на выходной микшерзвуковой карты, вы можете устанавливать необходимый баланс синтезаторов, аудиотракта и аудиоустройства, подключенного к дополнительному (aux) входу. Такая возможность оказывается крайне полезной при окончательном микшировании композиций, записанных при помощи компьютера. А итоговый микс поступает на линей-ный выход (Line Out), кото-рый так же, как и входы, находится на за. 

Несколько лет назад на универсальных звуковых картах появились специальные разъемы, предназначенные для установки дочерних карт-синтезаторов. Дочерняя карта просто «надевается» сверху на основную и использует ее аудиотракт для вывода сигнала. Первоначально такое решение предназначалось может служить в качестве клавиатуры. Сигналы, поступающие с клавиатуры, подаются в DSP-процессор, который направляет их либо через системную шину к центральному процессору, либо к синтезаторам звуковой карты. Путь MIDI- для улучшения звучания карт, не имеющих Wave Table синтезатора на борту. По названию первой дочерней карты эти разъемы стали называться «разъем Wave Blaster». Сейчас все больше универсальных — карт уже имеют вполне приемлемые синтезаторы I Скриншот SAWProMi'xChanges. у сигнала зависит от выполняющихся программ — в любом развитом программном секвенсоре можно коммутировать MIDI-порты и устройства произвольным образом. и дочерние карты используются в основном для расширения функциональных возможностей основной карты.  

Для обработки звука, кроме самой звуковой платы, вам, разумеется, потребуется какая-либо программа. Рассмотрим несколько наиболее известных. Каждый из синтезаторов, установленных на звуковой карте, имеет свой собственный ЦАП. После преобразования сигналов в аналоговую форму они поступают на выходной микшер дней панели звуковой карты.

 
Звуковой объект и уровень звука, дБ
Слуховой порог 0
Шепот на расстоянии 1 м 20
Шум в квартире 40
Шепот на расстоянии 10 см 50
Тихий разговор на расстоянии 1 м 50
Аплодисменты 60
Игра на акустической гитаре пальцами, звук на расстоянии 40 см 70
Тихая игра на фортепиано 70
Игра на акустической гитаре медиатором, звук на расстоянии 40 см 80
Шум в метро во время движения 90
Громкий голос на расстоянии 15 см 100
Фортиссимо (максимально энергичный пассаж) оркестра 100
Реактивный самолет на расстоянии 5 м (болевой порог) 120
Барабанный бой на расстоянии 3 см 140

 
<< Назад | Вначало >>
Реклама